Авторизация

Соревнования по плаванью брассом

Сегодня такой стиль плаванья как брасс сложно назвать популярным. К тому же любой спортсмен-профессионал скажет вам, что брасс — самый медленный из всех стилей.
Так современные мировые рекорды в стометровке для 50-метрового бассейна составляют:
— 46,91 сек — вольным стилем (кролем);
— 49,82 сек — баттерфляем;
— 51,94 сек — на спине;
— 58,58 сек — брассом.

Но, кроме того, что брасс — самый медленный из всех применяемых сегодня в профессиональном спорте стилей, он еще является и наиболее сложным в техническом исполнении, требуя от спортсмена не только высочайшей физической подготовки, но и выверенности движений.
Описать движения спортсмена человеку, который никогда не видел, как плавают брассом довольно сложно. Можно сравнить этот стиль с прыжками, которые совершают дикие хищники, например, барс (схожесть в наименованиях случайна). Руки и ноги пловца движутся симметрично в параллельной поверхности воды плоскости, а сам спортсмен как бы «заныривает», проводя часть времени полностью погрузившись в воду.
В поисках первых упоминаний и свидетельств о данном стиле плавания можно забраться очень далеко — почти на 11 000 лет назад. Именно к той поре относятся древнеегипетские наскальные рисунки, на которых изображен человек, плывущий очень похожим стилем. Известны и другие свидетельства существования брасса, относящиеся к периоду до нашей эры. Например, ассирийская фреска, датируемая 13 веком до н. э., на которой изображен воин, переплывающий реку брассом.
Детальное описание стиля и его довольно глубокий анализ был сделан в 1538 году датчанином Николя Винманом. Известен и еще один аналитик данной системы плавания — француз Мелкиседек Тевено, который подробно описал данный стиль в своем труде «Искусство плавания», изданном в 1699 г.
У существовавшего тогда стиля имелось несколько существенных отличий от современного:
— голова пловца все время находилась над водой;
— основным «рабочим элементом» ног были голени, а не стопы. Именно за счет их движений пловец «толкал» себя вперед.
В начале 19 века стиль претерпел изменения под влиянием наблюдений за манерой плавания амазонских индейцев. Тогда-то и появились характерные для современного брасса «лягушачьи» движения ногами. В связи с этим данный стиль плавания и получил свое народное название «плавание по-лягушачьи», которое в просторечии используется и по сей день, а до 20-х годов прошлого века было и официальным наименованием. Еще одно известное прозвище — «русский стиль» связано с тем, что в начале 20-го века подавляющее большинство побед в данной дисциплине принадлежало российским и советским спортсменам. Современное название этот стиль получил уже в 20-м веке от французского слова — «brasse», что в переводе означает — «месить», «разводить руками».
Официальный статус брасс приобрел в 1904 году, когда был включен в программу проходивших в США 3-х Олимпийских игр. Но не менее известен и заплыв капитана Мэттью Вэбба через Ла-Манш, совершенный в 1875 году именно этим стилем. На Олимпийских играх 1904 года соревнования по плаванью брассом проводились только среди мужчин на дистанции 402 метра. Если кого-то удивляет такое «некруглое» расстояние, достаточно вспомнить, что это в точности соответствует 440 ярдам. Но уже на следующей Олимпиаде победила метрическая дистанция 200 метров, которая с той поры неизменно присутствует среди олимпийских дисциплин. Дальше — больше, уже в 1912 году появилась вторая дистанция для брасса — 400 метров. С 1924 года соревнования стали проводиться также и среди женщин — на 200-метровке. Программа Олимпийских игр была расширенна в 1968 году включением в нее 100-метровой дистанции брассом как среди мужчин, так и среди женщин.
В течение всего времени, пока плаванье брассом является олимпийской дисциплиной, сам стиль видоизменяется. Так до 1930 года спортсмены при плавании постоянно удерживали голову в надводном положении. Новшество было введено выдающимся советским пловцом — заслуженным мастером спорта — Л. К. Мешковым. Именно он впервые в официальных состязаниях применил «заныривание» — погружение головы в воду во время движения руками вперед. В 1935 году некоторые спортсмены начали применять новые движения руками, которые напоминали взмах крыльев бабочки. Это были первые шаги к созданию нового стиля плавания — баттерфляя. Второе нововведение пришедшее в стиль — характерные «дельфиньи» движения ногами, которые сегодня также свойственны именно баттерфляю. Но в 1938 году специальная комиссия Международной федерации плавания запретила брассистам использовать такие движения ногами, а вот возможность «махать» руками оставили и ее пользовались некоторые спортсмены-брассисты вплоть до середины 1950-х, пока еще одна комиссия полностью не отделила два стиля друг от друга.
Начало новому стилю было положено 1 сентября 1953 году, когда Международная федерация плавания выделила этот стиль в отдельную дисциплину. Причем на соревнованиях по баттерфляю было разрешено использовать как классический баттерфляй, так и его гибрид с «лягушачьими» движениями ногами. Впрочем, соседство двух разновидностей одного стиля просуществовало недолго — в этом же году венгр Дьёрдь Тумпек установил новый мировой рекорд в заплыве, использовав чистый баттерфляй и продемонстрировав его превосходство над гибридом. Брассистам тогда же было запрещено использовать «взмахи» руками — им остался чистый брасс. Первым чемпионом и мировым рекордсменом в брассе «по новым правилам» стал советский спортсмен Владимир Минашкин, который установил свой рекорд на дистанции 100 метров. Он же, кстати, стал родоначальником нового стиля брасса — «с подхватом», который чуть позже — в 1960-1970 годах — стал преобладающим в мировой профессиональной практике. Суть данной разновидности заключалась в том, что пловец начинал движение руками (новый цикл) до завершения движения ногами цикла предыдущего, полностью исключая, таким образом, стадию скольжения.
Но популярность такого способа пришла позже, в 1950-х же в моду вошла техника, продемонстрированная и доведенная до совершенства японским спортсменом Масару Фурукава, который особое внимание уделял длинным гребкам руками (практически до бедер) и последующему скольжению. Большую часть дистанции от старта до поворота японский пловец проводил под водой, что позволило ему выиграть ряд крупных состязаний середины 50-х и стать олимпийским чемпионом в 1956 году на Олимпиаде в Мельбурне. Подобная техника быстро распространилась среди спортсменов. Именно ее исповедовал и советский пловец — Хариса Юничев, который принес первую олимпийскую медаль советской школе плавания. Это была бронза на дистанции 200 метров брассом на той же Мельбурнской олимпиаде 1956 года. Впрочем, развитию техники максимального скольжения скоро был положен конец — на конгрессе 1957 года, который прошел в постолимпийском Мельбурне, было принято решение ограничить максимальную дистанцию, которую спортсмены могут проплывать, находясь полностью под водой, — скользить, расстоянием одного цикла. То есть теперь пловец с момента старта или поворота мог совершить один гребок до бедер и проплыть под водой до момента начала следующего цикла — теперь уже нормального. Все остальное время дистанции над водой должна была находиться хотя бы часть головы. Тогда же было принято и другое важное решение — теперь мировые рекорды фиксировались лишь в 50-метровых бассейнах, что также свело к минимуму преимущества техники «длинного гребка» в сравнении с 25-метровыми бассейнами.
После этого развитие стиля пошло другой дорогой. А точнее даже двумя. В 1960-е произошло явственное разделение стилей на западный (австрало-американский) и европейский (советский). Особенность первого заключалась в минимализации вертикальных движений плеч и максимальной прямоте тела в это время. Пятки спортсмены старались держать как можно выше к поверхности воды как во время подтягивания, так и во время удара. То есть пропагандировалось максимально горизонтальное положение тела и близость его к поверхности воды. Советские спортсмены, а вслед за ними и дружественные пловцы из Восточной Европы, наоборот, поощряли движения не только плеч, но и всего торса в вертикальной плоскости во время плавания. Развитие школ шло с переменным успехом, но в жесткой конкурентной борьбе.
Так продолжалось вплоть до новых крупных изменений правил проведения состязаний, которые были приняты в 1987 году. Принятое в 1957 году правлю о том, что часть головы должна была постоянно после первого цикла находиться над водой было отменено, и на смену ему пришло нововведение. Теперь во время каждого цикла голова должна была пересекать поверхность воды. Это стало толчком к новому разделению школ брасса. Появились две разновидности стиля — «волнистый стиль» и «волновой стиль». Основная разница заключалась в самой концепции применения данного правила. То есть максимально удлинить сам цикл, добившись в таком случае, чтобы стадия скольжения продолжалась как можно дольше или увеличить количество циклов на дистанции. Здесь так же не было выявлено однозначного победителя и обе школы параллельно существовали с этого времени по сегодняшний день. Впрочем, в последнее время конкуренцию им составил «традиционный стиль» — выходец далеких 60-х.
Новое изменение в правилах было вызвано скандалом 2004 года на олимпиаде в Афинах. Победителем в заплыве на 100 метров тогда стал японец Косукэ Китадзима, который сразу же после своей победы был обвинен в нарушении правл 1987 года. Известный американский пловец Аарон Пирсол положил начало скандалу, указав на то, что японский спортсмен использовал запрещенный регламентом «дельфиний» удар ногами (свойственный баттерфляю) во время первого цикла, когда пловцы находятся под водой. Если следовать строго «букве закона», то результат японца, конечно, надо было аннулировать, но у судий в тот момент не было доступа к записи подводной камерой и в отличие от многочисленных зрителей они не зафиксировали данное нарушение. После этого периодические споры о правомочности применения «дельфиньего» удара ногами во время подводного цикла не раз всплывали наружу, пока в 2005 году по этому поводу не была собрана специальная комиссия в Монреале, которая внесла изменения в существовавшие правила. Злополучный спорный удар был разрешен, но только единожды и только во время цикла погружения, который следовал после старта или поворота.
Как уже упоминалось ранее, техника брасса очень сложна и требует не только хорошей физической подготовки, но и выучки, ловкости и гибкости. Условно ее можно разделить на несколько значимых моментов: движения руками, движения ногами, движения телом, дыхание, старт и повороты. Рассмотрим каждый из моментов чуть подробнее.
Руки. Стандартно разделяют три этапа гребка руками — наружу, внутрь и возврат в исходное положение. Первый этап предполагает глубокое погружение рук в воду и последующее их движение в стороны друг от друга с ладонями расположенными наружу. Сами руки в этот момент движутся в горизонтальной плоскости параллельной поверхности воды и практически не согнуты. Следующая фаза — гребок внутрь — предполагает разворот рук ладонями вниз и их движение к груди до уровня плеч с отталкиванием воды назад. Положение рук в момент окончания данной фазы таково: ладони сомкнулись около груди, локти разведены по сторонам туловища. Далее следует последняя стадия — возврат рук в исходное положение, с которого начинается уже следующий цикл. Весь цикл движений руками имеет один существенный нюанс — различную скорость на каждом этапе. Начинается все медленно, а при гребке внутрь достигается максимальная скорость, возврат же опять делается с замедлением. Цель такого дисбаланса — достичь максимального движущегося усилия за счет быстрого толка и создать минимальное сопротивление, возвращаясь в исходное положение. Существует несколько иной подход к фазе возврата рук в исходное положение. Некоторые спортсмены при соревнованиях на коротких дистанциях предпочитают возвращать руки в исходную позицию над водой, так как это позволяет свести к минимуму сопротивление воды. Правда, такая техника требует большого напряжения сил и быстро изматывает пловца.
Ноги. Движения ногами должны компенсировать сопротивление воды в стадии гребка. В этот момент выполняется толчок обоими ногами, а руки вытягиваются вперед и спортсмен скользит в полностью вытянутом состоянии под водой. В этот момент сопротивление воды минимально и поэтому цель всех предшествующих движений цикла максимально увеличить продолжительность этой стадии.
Как говорилось раньше, правилами Международной федерации плавания разрешено однократное применение волнообразного «дельфиньего» движения ногами во время старта в подводном цикле или после разворота.
Тело. Существует две позиции относительно тела. Первая пропагандирует максимально прямое его положение и расположение как можно ближе к поверхности воды. Вторая — волнообразные движения торса во время цикла. И та и другая позиция направлены на снижение сопротивления воды.
Дыхание. В процессе движений спортсмен должен дышать, а потому движения головы и тела должны обеспечивать эту возможность пловцу. В брассе движения головы должны следовать за движениями позвоночника. Это позволяет пловцу делать вдох в стадии, когда руки движутся вниз. Таким образом, обеспечивается опора для спортсмена, и он имеет возможность сделать ртом глубокий вдох. В стадии, когда пловец находится и скользит под водой, спортсмен делает выдох через нос и рот одновременно. Несмотря на то, что старыми правилами предусматривалось постоянное нахождение головы (или ее части) над водой, и благодаря этому имелась возможность дышать, в современной технике плавания брассом этот вариант не применяется. Дело в том, что такая техника требует большого напряжения сил и оказывает негативное влияние на позвоночник. Кроме того, скорость при этом снижается.
Старт. Существует два варианта стартовой позиции, которые одинаково употребимы сегодня в профессиональном спорте. Так называемый, грэб-старт, когда ноги спортсмена находятся вместе на краю тумбочки, и во время старта он отталкивается одновременно обоими. И трек-старт, во время которого одна нога пловца отставлена назад. Оба варианта старта имеют определенные преимущества. Так трек-старт предоставляет преимущество именно в момент старта — дает возможность пловцу быстрее среагировать на сигнал и оттолкнуться от тумбы раньше, чем при грэб-старте. Но в то же время это преимущество сводится на нет, так как толчок при грэжб-старте происходит с большим усилием, а потому спортсмен большее расстояние пролетает по воздуху, не преодолевая при этом сопротивлении воды. То есть, в конечном итоге, установить преобладание одного вида старта перед другим не представляется возможным. У каждого вида старта существуют свои разновидности. Так для грэб-старта это вариант, когда спортсмен стартует не с прямых ног, а подгибает колени, а потом распрямляет их в воздухе. Что касается трек-старта, то тут некоторые пловцы переносят тяжесть тела не на переднюю ногу, а на заднюю. Говорить о преимуществе той или иной позиции весьма непросто и скорее это дело привычки.
Повороты. По правилам Международной федерации плавания при повороте спортсмен должен касаться бортика бассейна двумя руками, причем одновременно. После касания выполняется разворот. Обычно пловец ложится на один бок, вытягивая руку, а второй рукой производит движение вперед над водой, чтобы в момент переворота на грудь обе руки оказались в исходном положении. Некоторые пловцы используют разворот посредством кувырка (распространен в кроле).
Сегодня плаванье брассом распространено повсеместно. Оно входит в программу Олимпийских игр и почти всех крупных международных соревнований по водным видам спорта. Обычно соревнования проходят в бассейнах стандартной длины — 50 метров. Некоторые плавательные федерации проводят заплывы на «короткой воде» — в 25-метровых бассейнах. В Олимпийскую программу включены соревнования на дистанции 100 и 200 метров среди мужчин и женщин. Эти же дистанции распространены на большинстве крупных соревнований — Чемпионатах мира, Кубках мира, Универсиадах, а так же во внутренних соревнованиях федераций. Иногда встречаются заплывы на более экзотические дистанции — так в Австралии проводятся заплывы на 400, 800 и 1500 метров. В России соревнований происходят на дистанциях 50, 100 и 200 метров. При этом различают Чемпионат страны на длинной воде (50 м), Чемпионат России на короткой воде (25 м) и Кубок России, который так же проходит на короткой воде.

Статьи на тему водных видов спорта

Tue, 20/08/2013
Спортивное плавание, как любой другой вид спорта, имеет свои правила, которым должны подчиняться все участники процесса. Каждый пловец, естественно, должен бороться честно, поэтому запрещается каким-л...
Пт, 20/09/2013
Евгений родился 1973 года в городе Волгоград. Участвует в спортивном клубе Волга, города Волгоград. Специализируется на 200 и 400 метров. Первым тренером у Евгения был Александр Ивановов, но сейчас ег...
Ср, 11/09/2013
Спортивное плавание сейчас – это достаточно распространённый, популярный вид спорта. Когда же он возник? Вот в чём вопрос. А впервые соревнования по плаванию состоялись в Древней Греции, однако как та...
Сб, 21/09/2013
Спортивное плавание подразделяется на различные виды. Это и синхронное плавание, и прикладное, а в настоящее время большое распространение получило плавание в открытой воде: будь то море или океан. Ко...
Чт, 05/09/2013
Александр родился в 1971 году, 16 ноября в селе Нижняя Тура около Свердловска. На данный момент живёт в столице России. Свою спортивную деятельность начал после школы и уехал в город Волгоград. Посл...