Авторизация

Методика обучения плаванию детей

Как научить ребенка плавать? Есть один простой рецепт. Говорят, надо просто бросить маленького человечка в воду и природные инстинкты заставят его плыть. Ну что же, это прекрасный способ заставить ребенка держаться на воде. Но, к сожалению, нам он не подходит. Почему? Все просто, ведь мы хотим научить малыша не просто бороться за свою жизнь, изо всех сил работая руками и ногами. Наша цель — научить его правильно плавать, передать ему все теоретические и практические навыки. То есть поставить «физику», выстроить координацию, прибегая при этом не только к простому паттерну «делай как я».

Нам нужно донести до малыша суть упражнения. Однако сделать это довольно трудно. Попробуйте, например, объяснить ребенку, что кисть его руки при выполнении «загребающего движения» должна быть строго перпендикулярна движению руки и входить в воду под строго определенным углом. Малыш ничего не поймет, ему будет скучно и, скорее всего, на следующее занятие идти уже не захочет.
На помощь преподавателю методики плавания должны придти фантазия. Используя сказочные сюжеты, различные образы и ситуации из повседневной жизни, методист должен заинтересовать ребенка. При этом возможно использовать самые неожиданные способы, помогающие маленькому ученику правильно воспринять обучающий материал. Например, зимой попросить ребенка сдуть маленькую снежинку с его ладошки. Потом заменить снежинку вылепленным вместе снежком. И объяснить ученику, что дышать во время занятий по плаванию надо именно так, как он дышал, когда пытался сдуть снежок. Летом подобное же упражнение может быть выполнено с одуванчиком. Малыш должен одним правильным выдохом отправить в полет все пушинки.
Подобные приемы методического обучения детей играют огромную роль в доступном усвоении материала, помогают не только заинтересовать детей, но и дать им правильные навыки тренировки. Число методприемов огромно. Для того чтобы перечислить их все, понадобилась бы даже не отдельная статья, а целая книга. Ниже будут определены лишь некоторые из игровых упражнений, которые могут быть использованы для обучения как преподавателями, так и родителями обучаемого ребенка. Выбор определенных вариантов методического обучения глубоко индивидуален и зависит в первую очередь от малыша и его умения воспринимать обучения. Целесообразно менять паттерны обучения в зависимости от реакции ученика.
Общеизвестная методика
Парная поддержка
Предварительно объяснив способ правильной поддержки, нужно показать ученику очередность исполнения упражнения. Корректируя ошибки, акцентировать внимание на одинаковости выполняемых движений.
Контрастирующие упражнения
Попросите ученика сесть на дно бассейна. Обратите его внимание, что при неправильном выполнении упражнения его цель достигнута не будет. Только правильно выдыхая воздух, он постепенно опустится на дно. Для тренировки выдоха также служит и упражнение «Воздушный шар». Малыш обхватывает руками прижатые к телу колени и таким «шариком» и опускается на дно только в случае постепенного выдоха.
Смена методик
Используя различные способы движения в воде, помогите ребенку найти свой, присущий только ему индивидуальный стиль движения.
Игры и соревнования
Стимуляция личных качеств, а также умения работать ребенка в команде является необходимой частью обучения. Только так маленький ученик сможет проявить себя, показать навыки и степень освоения пройденного материала. Педагог после окончания игры должен разъяснить ошибки при выполнении того или иного действия.
Плавание в медленном темпе
Малыша инстинктивно стараются очень быстро двигаться в воде. Это приводит к сбою дыхания, потом ребенок захлебывается и перестает плыть. Цель метода — показать зависимость синхронного движения и дыхания, научить ребенка осознавать эту зависимость. Достижению цели способствуют предварительные комплексы упражнений: скольжение с поднятой над водой головой; задержка дыхания с одновременным исполнением плавательных движений( голова в воде); ритмичные выдохи в воду.
Изменение скорости движения возможно. Пи этом педагог должен ориентироваться на состояние ученика и его способность продолжать занятия.
Опорная поддержка
Ученик выполняет отработку движения определенных частей тела, держась за неподвижную опору. Педагог контролирует движения.
Методика решения частных задач
1) Отработка правильного положения тела при прыжке может быть проведена на примере подпрыгивания воробья. Обратите внимание ученика на положение крыльев птицы, проведите аналогию с руками ребенка. Покажите, что руки малыша при прыжке должны быть на поясе.
2) Перед началом изучения стиля «Дельфин» подведите ребенка к краю бассейна и киньте мячик в воду. Обратите внимание ребенка на волну, которая расходится от мяча, и объясните ему, что именно так его тело должно двигаться в воде. Изучая «пронос» обоих рук, напомните ученику о движениях крыльев бабочки. Важно акцентировать внимание на одновременном исполнении движения двумя руками.
3) Используйте упражнения «Гудок» и «Воздушный шар» для изучения правильного метода дыхания. При выполнения «Гудка» обратите внимание малыша на длительность выдоха.
4) Упражнение «Звездочка» — одно из основных для обучения ребенка контролировать горизонтальное положения своего тела на воде. Его успешное выполнение позволит малышу чувствовать себя уверенно в бассейне.
Ориентирование в движении
Это упражнение также служит для развития контроля положения тела ученика во время плавания. При этом применяются как постоянные, так и временные ориентиры. Можно использовать орнаменты на стенках бассейна или его дне, даже использовать самого педагога как пространственный ориентир.

Статьи на тему водных видов спорта

Tue, 20/08/2013
Спортивное плавание, как любой другой вид спорта, имеет свои правила, которым должны подчиняться все участники процесса. Каждый пловец, естественно, должен бороться честно, поэтому запрещается каким-л...
Пт, 20/09/2013
Евгений родился 1973 года в городе Волгоград. Участвует в спортивном клубе Волга, города Волгоград. Специализируется на 200 и 400 метров. Первым тренером у Евгения был Александр Ивановов, но сейчас ег...
Ср, 11/09/2013
Спортивное плавание сейчас – это достаточно распространённый, популярный вид спорта. Когда же он возник? Вот в чём вопрос. А впервые соревнования по плаванию состоялись в Древней Греции, однако как та...
Сб, 21/09/2013
Спортивное плавание подразделяется на различные виды. Это и синхронное плавание, и прикладное, а в настоящее время большое распространение получило плавание в открытой воде: будь то море или океан. Ко...
Чт, 05/09/2013
Александр родился в 1971 году, 16 ноября в селе Нижняя Тура около Свердловска. На данный момент живёт в столице России. Свою спортивную деятельность начал после школы и уехал в город Волгоград. Посл...